Депутаты возвращают бумажное свидетельство собственности

19 сентября 2017 г. Депутаты Государственной Думы внесли законопроект «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»» в котором предполагается снова выдавать свидетельства прав собственности на бумажных бланках.

Пояснительная записка прилагаемая к законопроекту

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» разработан в целях урегулирования вопросов, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также совершенствования применения норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(далее — Федеральный закон № 218-ФЗ).

В частности, законопроектом предлагается вернуть упраздненную Федеральным законом от 03.07.2016 № ЗбО-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдачу свидетельства о государственной регистрации прав при осуществлении уполномоченным органом функции по государственной регистрации возникновения или перехода прав на недвижимое имущество.

При этом законопроектом устанавливается, что регистрация вышеуказанных прав будет удостоверяться помимо свидетельства также
выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В связи с созданием единого государственного информационного
ресурса в сфере недвижимости, действующая редакция статьи 28 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что и государственный
кадастровый учет и государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из
Единого государственного реестра недвижимости.

Необходимость возвращения к выдаче свидетельств обусловлена следующим:

  • новая выписка обязательно нужна будет каждый раз при совершении какой-либо сделки с объектом недвижимого имущества. К примеру, при сдаче в аренду квартиру, потребуется «свежая» выписка, чтобы подтвердить право собственности на квартиру. То же самое со сделкой купли-продажи, дарения и иными сделками даже на этапе показа объекта недвижимости до заключения договора. Все это требует
    дополнительных временных и денежных затрат со стороны правообладателя.
  • формирование Единого государственного реестра недвижимости и, как следствие, введение системы информатизации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) — новшество в Российской Федерации. Как будет защищена данная система, пока неизвестно для граждан. Поскольку в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ, только запись о государственной
    регистрации права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в случае возникновения
    ошибки в ЕГРН в электронном виде дополнительным подтверждающим документом для правообладателя будет являться именно свидетельство,
    выданное в момент регистрации возникновения или перехода прав на недвижимое имущество.
  • для пожилых людей будет надежней иметь бумажное свидетельство, нежели электронную выписку, распечатанную на обычном, незащищенном листе. В адрес депутатов Государственной Думы поступает большое количество обращений и жалоб граждан, преимущественно пожилого возраста, в связи с отменой выдачи свидетельств о государственной регистрации прав и с просьбами изменить действующее законодательство, вернув выдачу свидетельств.

При этом предлагается использовать форму свидетельства о государственной регистрации прав, аналогичную форме, которая была утверждена Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме». Данная форма свидетельства применялась в период с 01.01.2015 по 14.07.2016. Такие свидетельства оформлялись на бланке Росреестра, который представлял собой обычный лист бумаги формата А4 с изображением Государственного герба Российской Федерации, на оборотной стороне содержался учетный номер бланка, при этом каких-либо степеней защиты виде водяных знаков и т.п. такой бланк не имел. Соответственно, на изготовление подобных бланков не потребуется выделение
дополнительных средств федерального бюджета.